Неточные совпадения
— Не имеем
данных, — подтвердил профессор и продолжал свои доводы. — Нет, — говорил он, — я указываю на то, что если, как прямо говорит Припасов, ощущение и имеет своим основанием впечатление, то мы должны строго различать эти два
понятия.
— Наши дни — не время для расширения
понятий. Мы кружимся пред необходимостью точных формулировок, общезначимых, объективных. Разумеется, мы должны избегать опасности вульгаризировать
понятия. Мы единодушны в сознании необходимости смены власти, эго уже — много. Но действительность требует еще более трудного — единства, ибо сумма
данных обстоятельств повелевает нам отчислить и утвердить именно то, что способно объединить нас.
Но не довольствуяся преподавать правила российского слова, он дает
понятие о человеческом слове вообще яко благороднейшем по разуме даровании,
данном человеку для сообщения своих мыслей.
Естественнее брать живой административный материал между своими, в том вечно полном садке, где во всякое время можно зачерпнуть"дакающего человека", нежели в той несоследимой массе, о которой известно только то, что она не ведает никакой дисциплины, и которая, следовательно, имеет самые сбивчивые
понятия о «тоне», представляющемся в
данную минуту желательным.
По этим
данным я в детстве составил себе такое твердое и ясное
понятие о том, что Епифановы наши враги, которые готовы зарезать или задушить не только папа, но и сына его, ежели бы он им попался, и что они в буквальном смысле черные люди, что, увидев в год кончины матушки Авдотью Васильевну Епифанову, la belle Flamande, ухаживающей за матушкой, я с трудом мог поверить тому, что она была из семейства черных людей, и все-таки удержал об этом семействе самое низкое
понятие.
Правдивее говорят о наружной стороне того царствования некоторые уцелевшие здания, как церковь Василия Блаженного, коей пестрые главы и узорные теремки могут дать
понятие о причудливом зодчестве Иоаннова дворца в Александровой слободе; или церковь Трифона Напрудного, между Бутырскою и Крестовскою заставами, построенная сокольником Трифоном вследствие
данного им обета и где доселе видно изображение святого угодника на белом коне, с кречетом на рукавице [С тех пор как это написано, церковь Трифона Напрудного так переделана, что ее узнать нельзя.
— Что и требовалось доказать, — проговорил с комической унылостью Шубин. — Засим, я полагаю, мне приличнее не мешать вашей уединенной прогулке. Профессор спросил бы вас: а на основании каких
данных вы сказали: нет? Но я не профессор, я дитя, по вашим
понятиям; но от детей не отворачиваются, помните. Прощайте. Мир моему праху!
Наконец, на прямую обязанность подданного указывает смелому вопрошателю императрица и в ответе на последний вопрос: «В чем состоит наш национальный характер?» — «В остром и скором
понятии всего, — говорит она, — в образцовом послушании и в корени всех добродетелей, от творца человеку
данных».
Утвердившись в таком отвлеченном и высокопарном убеждении, они и не догадались, что жизнь все-таки идет своим чередом, все-таки заявляет свои требования, вырабатывает новые
понятия, ставит новые вопросы и представляет
данные для их разрешения.
Известно, даже из начальных оснований логики, что только посредством силлогизма можно составить
понятие о предмете; а силлогизм опять основывается на посылках, которых верность зависит от большей или меньшей правильности
данных; для правильности же
данных нужно знать предмет, к которому они относятся, и т. д.
Несколько
данных, приведённых нами, могут, кажется, дать некоторое
понятие о связи нервных и мозговых отправлений с умственной деятельностью человека. Несомненные факты ясно показывают нам, что для правильного хода и обнаружения нашей мысли необходимо вам иметь мозг здоровый и Правильно развитый. Следовательно, если мы хотим, чтобы умственная сторона существа нашего развивалась, то не должны оставлять без внимания И физического развития мозга.
На основании этих
данных можно положительно сказать, что старания многих воспитателей действовать на сердце дитяти, не внушая ему здравых
понятий, совершенно напрасны.
Это положение есть не только аналитическое суждение, выведенное на основании рассмотрения
понятия религии, но вместе с тем и религиозное синтетическое суждение a priori [Синтетические суждения a priori — в системе Канта такие суждения, которые увеличивают
данное познание и при этом проистекают не из опыта, а из свойств человеческого мышления.].
В ней подлинно софийно не это универсальное, логическое, трансцендентальное сознание или мышление, которое есть лишь провизорное средство выразить мир, его ассимилировать мыслью в
данном разрезе бытия, в образах логических
понятий, но именно самая φιλία, эрос [Отождествление «эроса» и «филиа» не вполне правомерно.
Они будут правы в своем упреке, если только и сами не будут забывать, что в этих
понятиях и для них самих не содержится никакого определенного смысла, — он вкладывается только
данной философемой; другими словами, проблема трансцендентного (и соотносительного с ним имманентного) представляет собой последнюю и наиболее обобщающую проблему философии и, следовательно, уже включает в себя всю систему.
С нашей точки зрения,
понятия годятся только для того, чтобы с возможной точностью описать, рассказать содержание той мистической интуиции, в которой непосредственно открывается каждому, в меру его духа, софийность мира [Аргументами трансцендентально-спекулятивными нельзя снять интуитивно
данную проблему софийности мира и разъяснить ее в духе гносеологического формализма (посягательство к чему и делает над платонизмом Марбургская школа).
Т. 5. С. 296).], и в то же время оно притязает на объективность и общезначимость своих оценок, что и приводит Канта к постановке вопроса: «как возможны синтетические суждения a priori в области эстетики?» Художественный вкус поэтому становится у Канта «Vermögen» [Способность, возможность, сила (нем.).] и рассматривается как аналогичная разуму способность a priori оценивать сообщаемость (Muttheilbarkeit) чувств, которые связаны с
данным представлением (без посредства
понятия) (160) [«Вкус можно было бы даже определить как способность суждения о том, чему наше чувство придает всеобщую сообщаемостъ без посредства
понятия» (Кант И. Соч...
В этом смысле
понятие безбожной религии содержит contradictio in adjecto [«Противоречие в определении» (лат.) — логическая ошибка; напр.: «круглый квадрат».], внутренне противоречиво, ибо существо религии именно и состоит в опытном опознании того, что Бог есть, т. е. что над миром имманентным,
данным, эмпирическим существует мир иной, трансцендентный, божественный, который становится в религии доступным и ощутимым: «религия в пределах только разума» [Название трактата И.
Метафизическая интуиция не есть только более истинное проникновение в реальную действительность, чем научный анализ с его
понятиями, — она есть также активно-творческое противление
данному состоянию действительности во имя прорыва к высшему смыслу бытия.
В силу полицейских правил, всякий хозяин дома, гостиницы и даже частных квартир, отдаваемых внаем, обязан доносить полиции о приезде всякого иностранца с обозначением
данных им хозяину сведений о его имени, звании и национальности, и таким образом всякий иностранец, проживающий в Бельгии более трех дней, бывает внесен в негласные полицейские списки, о чем он даже не имеет никакого
понятия, так как это делается не им, а его хозяином и даже без его ведома.
У Бергсона и Джемса весь
данный нам, не подлинный мир есть как бы создание науки и логических
понятий, преследующих цели прагматически-корыстные.
Научные
понятия — экономически самое полезное и логически самое верное проникновение в мир необходимости, а метафизическая интуиция есть уже проникновение в мир иной, лежащий за пределами всего
данного, и постижение
данного мира лишь как частного и болезненного состояния иного мира.
И Бергсон и Джемс как будто бы не видят, что
понятия дискурсивной, рационалистической мысли суть приспособления к
данному состоянию мира, а не творчество.
Главное различие между нашим
понятием о жизни человеческой и
понятием евреев состоит в том, что, по нашим
понятиям, наша смертная жизнь, переходящая от поколения к поколению, не настоящая жизнь, а жизнь падшая, почему-то временно испорченная; а по
понятию евреев, эта жизнь есть самая настоящая, есть высшее благо,
данное человеку под условием исполнения воли бога.